|
|
Любая музыкальная группа, независимо от степени своей известности, стилевой направленности и профессионализма, может быть отнесена к одной из двух категорий. Назовём их условно «Мы» и «Я». В первом случае группа – «коллектив единомышленников», во втором – существует за счёт энергии лидера-основателя. Сравнивать обозначенные категории не имеет смысла, поскольку «Я» и «Мы» так часто и замысловато переплетаются, что порой очень трудно отделить личное творчество от коллективного. Так и национальная культура, двигаясь от «своего» к «общему», сливается с мировой, и результатом оказывается синтез обеих культур. К тому же «Мы»-группа, т.е. ансамбль, где вклад каждого участника равнозначен и незаменим, зачастую связывается в сознании слушателя с именем вокалиста, т.к. в песне внимание в первую очередь притягивает голос, несущий мелодическую и текстовую информацию, - харизма певца заслоняет остальных музыкантов, и группа воспринимается как «Я». Случается и наоборот.
Во всяком правиле, как известно, бывают исключения. Из всех групп, что я слыхал, единственной, на мой взгляд, не укладывающейся в вышеизложенную схему, является волгоградская команда со странноватым названием ВОДИТЕЛИ КИОСКОВ. Как гласит история, идея группы возникла в августе 2002 г. на почве контакта Витамалиста и Григория Потапова (АХН) с Ерофеем Петровичем Непьющим, гитаристом группы ВОЗРОЖДЕНИЕ и автором собственных психоделических проектов. С самого начала группа поставила своей задачей не оттачивание музыкального мастерства, а укрепление духовного братства и формирование собственной философии, предлагающей устойчивый образец оригинального мировоззрения. Уже одно это делает ВОДИТЕЛЕЙ выдающимся явлением культуры не только в нашей стране, но и в мире. Той же осенью складывается полноценный электрический состав: Витамалист – вокал, Ерофей Непьющий – гитара, Дина Манзюк – гитара, Алексей Гривенко (РАСКАТ ВЕСЕЛЬЯ) – бас, Григорий Потапов – ударные. Начинаются репетиции. Г. Потапов: «Я всегда хотел попытаться отойти от метода, который использует большинство групп – когда кто-то один сочиняет гармонию, мелодию и текст, иногда дорабатывает с чьей-либо помощью, а потом показывает остальным уже практически готовую песню. Нужно просто играть и чувствовать энергию друг друга, дабы из хаоса родилось что-то изначальное и неожиданное». Таким образом, Григорий, максимально дистанцировавшись от своей роли руководителя и идейного вдохновителя, да и от самой формации АХН с её, в общем-то, предсказуемыми вариантами развития, моделирует небывалую доселе ситуацию, в которой возможна абсолютная, безграничная творческая свобода – ни один из участников группы не обладает достаточными амбициями, чтобы стать ярко выраженным лидером, а кроме того, каждый играет на том, на чём не умеет. Надо ли говорить, что такой подход к делу приносит ВОДИТЕЛЯМ не только огромное наслаждение, но и интереснейшие музыкальные находки? Витамалист: «Вряд ли можно найти определение тому, что мы играем. Мы просто делаем своё дело, и это выражается во всём – в музыке, текстах, в одежде, в поведении на сцене, в разговорах… Этакий русский нью-вэйв – во всех смыслах». ВОДИТЕЛИ КИОСКОВ, будучи в музыкальном отношении не самой выдающейся группой Волгограда, сумели достичь запредельных по своей глубине экзистенциальных прозрений во многом благодаря наличию в своих рядах гитариста Ерофея Петровича Непьющего. Этот человек, начинавший свой творческий путь с не шибко оригинальных панка и металла, благодаря труднообъяснимой духовной практике, основанной на магических свойствах канделябров и батарей, сумел прийти к невиданным Откровениям, сделавшим его подлинной иконой и знаменем киоскёров всего мира. Не отличаясь богатой фантазией, Ерофей тем не менее является одним из наиболее нестандартно мыслящих гитаристов нашего города. Впрочем, в том неведомом измерении, где он пребывает почти постоянно, это не имеет значения. Помимо всего прочего, Ерофей Петрович был знаменит ещё и тем, что не умел покупать. Необходимость купить что-либо вызывала у него панический страх, близкий к истерике. Разумеется, это нашло своё отражение в философии группы, подлинным апофеозом которой стал «Блюз Водителей Киосков» («Я не умею покупать») – протест против стяжательского мира корысти и наживы, где благородным порывам нет места. Герои песен ВОДИТЕЛЕЙ слабы и одиноки, они знают, что выхода нет, и очень скоро всё кончится, но единственное, что остаётся, - не терять надежды, даже если ты – самый последний человек на Земле. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное». Вот так вот, в отличие от подавляющего большинства музыкантов, мечтающих о деньгах и славе, мало кому даже в Волгограде известные ВОДИТЕЛИ КИОСКОВ избрали нелёгкий путь постижения тайн нашего бытия. Остаётся добавить только, что название группы, придуманное Ерофеем, имеет прямое отношение к одноимённому (в единственном числе) рассказу Григория Потапова.
Е. Непьющий: «Я никогда и никому не скажу, ради чего существует наша группа».
Алексей ВЫХОДЦЕВ
|